ООО "ЛУЧ ТИФЛОТЕХНИКИ"


Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1897910/data/www/tifloluch.ru/templates/tifloluch_new_no_mv2/functions.php on line 177

Тифлоприбор «Ориентир»

Прибор 'Ориентир'

Адаптация инвалида по зрению в обществе определяется его степенью реабилитации. Реабилитация инвалида зависит от многих компонентов. В частности, основными являются его мобильность и коммуникабельность. Однако, степень развития этих компонентов зависит от самой личности. Неоценимую помощь в их развитии оказывают технические средства.

Предприятие ООО «Луч тифлотехники» разрабатывает и производит технические средства, использование которых способствует развитию мобильности как тотально слепых, так и слабовидящих. В настоящее время получил широкое признание среди инвалидов прибор «Ориентир» (стационарный). Он успешно используется в школах для слепых и слабовидящих детей на уроках математики, физики, химии, занятиях по ориентировке в пространстве. Конструктивно прибор представляет из себя каркас, состоящий из двух половинок, соединённых рояльной петлёй. Каркас имеет четыре ящика: два с ячейками, предназначенными для фигур и два пустых. В одном из ящиков без ячеек находятся магнитные полосы, а другой предназначен для различных предметов, не входящих в комплектацию прибора (брайлевский прибор, бумага, грифель и т. д.). Одна поверхность прибора покрыта металлопластом, которая в рабочем состоянии прибора является его полем построения. В ящиках с ячейками находятся различные фигуры: прямоугольники, квадратики, домики, деревянные сегменты, кустарники, деревья , маленькие магнитные полоски, магнитные кружочки. Все фигуры имеют магнитное основание, что позволяет им достаточно устойчиво находиться на поле построения.

Прибор 'Ориентир'

В зависимости от целей построения, которые ставит перед собой пользователь, фигуры принимают вполне определённое функциональное назначение. Например, необходимо построить план класса. Для этого следует с помощью узких или широких магнитных полос изобразить контур класса. Окна обозначить маленькими узкими полосками. Беленькими прямоугольниками изобразить парты, а учительский стол - посредством соединения белых прямоугольника и квадратика. В качестве стульев можно использовать кружочки. Вход в класс можно изобразить широкой маленькой полоской. Причём, при построении плана класса необходимо соблюдать его приблизительный масштаб. Другой пример. Чтобы построить макет многоэтажного дома необходимо использовать в качестве этажей белые прямоугольники или квадратики. Они ставятся друг на друга и притягиваются посредством магнитиков, расположенных на одной из больших граней. Причём, один прямоугольник может соответствовать одному или нескольким этажам. На самом верху этого строения находится красный прямоугольник, который соответствует крыше дома. Вход в подъезд можно обозначить, либо сегментом, либо маленькой широкой полоской.

Из двух вышеприведённых примеров видно, что фигуры несут на себе разные функции: в одном случае белые прямоугольники являются партами, а в другом - этажами. Можно каждому элементу придать и другие функции. Это зависит, прежде всего, от реабилитолога или тифлопедагога. Возможности прибора расширяются с накапливаемым опытом работы на нём.

В комплект прибора входят магнитные полосы длиной 30, 60, 150, 300мм. Они также отличаются и ло ширине: 4,5 мм и 9 мм Узкие полосы могут использоваться в качестве тротуаров, пешеходных дорожек в парке, тропинок в лесу. Широкие - в качестве проезжих дорог, просек в лесу , заборов при построении планов различных участков. Необходимо отметить, что полосы длиной 150 мм и 300 мм сгибаются, что даёт возможность строить кривые линии. Не рекомендуется полосы сгибать под острым углом.

Как отмечалось выше, прибор «Ориентир» необходимо использовать в специализированных детских садах: в средних, старших и подготовительных группах. В начале с работой этого прибора должны ознакомиться тифлопедагоги. Исходным материалом для проведения занятий может служить брошюра: «Опыт использования прибора «Ориентир» в работе с незрячими детьми», автором которой, является Людмила Александровна Фомина. Она издана Российской Государственной библиотекой для слепых в 2002-ом году.

Прибор 'Ориентир'

Прибор «Ориентир» необходимо использовать в учебном процессе в школах для слепых и слабовидящих детей, начиная с первого класса. Достаточно легко с помощью элементов прибора можно объяснить такие понятия, как: прямая и кривая линии, окружность, длинна отрезка и т. д. Особенно прибор полезен при изучении системы Брайля. В частности, достаточно легко строятся Брайлевсие буквы. Для этого необходимо: построить прямоугольник из узких магнитных полос и элементами «Деревья» или «Кустарники» обозначать точки соответствующих букв. С помощью узких полосок можно выкладывать различные плоско-печатные буквы, цифры, арифметические знаки и т. д. Именно, в младших классах следует ученику давать задания построить: план класса , план школы, план школьной территории, расположение снарядов в физкультурном зале . Причём, построение объекта можно осуществлять и по частям. Выполнение всех этих упражнений в значительной степени развивает пространственное представление и моторику ребёнка.

В средних и старших классах этот прибор может использоваться в качестве классной доски. На нём можно строить различные фигуры по планиметрии, различные прямые и кривые линии, графики тригонометрических функций, рисунки по механике и оптике, простейшие электрические схемы по физике. Этот прибор может использоваться при изучении некоторых материалов по географии, истории и т.п.

Прибор 'Ориентир'

Прибор имеет достаточно большие размеры и приличный вес. Его тяжело переносить из одного помещения в другое. Поэтому рекомендуется его иметь в каждой группе детского сада и каждом классе школы. В силу указанных причин его неудобно иметь дома. Предприятие разработало портативный прибор «Ориентир», который позволяет снять все эти неудобства.

Он, также как и стационарный прибор предназначен для построения на плоскости различный планов местности, маршрутов движения, планов зданий, мест общественного пользования, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.

Прибор состоит из металлических пластин (полей построения), магнитных элементов (фигур), магнитных полос и металлических скобок.

Все содержимое прибора находится в пластмассовом футляре. Пластины, предназначенные для поля построения находятся на внутренней поверхности крышки футляра. Для того, чтобы достать пластины необходимо привести специальный флажок в горизонтальное положение. Каждая пластина имеет два цвета, поэтому поле построения можно делать как разноцветным, так и одноцветным, в зависимости от поставленной цели. Поле построения формируется на горизонтальной поверхности посредством соединения пластин. Форма и размер поля определяется пользователем.

Прибор 'Ориентир'

Также, как и в стационарном приборе, каждый элемент может выполнять различные функции. Например, большой белый прямоугольник может быть представлен в качестве этажа дома или в качестве стола в комнате; домик может быть представлен в качестве сельского или дачного домика, или в качестве торгового павильона. Выбор функций элементов прибора зависит от поставленой цели потребителем. Магнитные полосы предназначены для построения маршрутов движения (дом- магазин), (дом- поликлиника), причем, проезжие дороги можно обозначать широкими полосами, а тротуары- узкими. Эти полосы используются в качестве обозначения контуров зданий, квартир, комнат и т.д. при необходимости узкие полосы соединяются металлическими скобками, находящиеся в целлофановом пакете.

Этот прибор может использоваться в качестве учебного пособия в домашних условиях, т.е. незрячие родители могут заниматься со своими детьми при выполнении домашних заданий.

Инструкция по эксплуатации на прибор «Ориентир»
Заключение лаборатории на прибор «Ориентир