Тифлоприбор «Графика»
Прибор «Графика » разработан предприятием ООО «Луч тифлотехники.», серийный выпуск которого начался с 1991 года.
Достоинством прибора является то, что он удобен для организации недостаточной у детей с нарушением зрения предметно-практической деятельности.
Прибор «Графика» предназначен для построения на плоскости слепыми и слабовидящими детьми различных математических графиков, геометрических фигур.
Экспериментальная апробация прибора, осуществленная сотрудниками лаборатории ИКП РАО в учебно-коррекционной работе в школах для детей с нарушением зрения, показала, что данный прибор, в настоящее время, является наиболее эффективным учебно-наглядным пособием на уроках математики, как в начальных, так и в средних классах.
Кроме того, изучение возможностей сфер применения прибора «Графика» выявило, что он успешно может использоваться при решении задач в процессе изучения физики, при построении структурных формул на уроках химии, на занятиях математикой в детских садах детей с нарушением зрения, а также на коррекционных занятиях по пространственной ориентировке.
Рекомендуется приобретать этот прибор на каждого ученика в школе, а также на каждого ребёнка, находящегося в средней или подготовительной группы специализированного детского сада.
Также, как и прибор «Ориентир», этот прибор может использоваться в качестве наглядного пособия при изучении школьного материала, когда незрячий родитель занимается со своими детьми.
Прибор удостоен серебряной медали и диплома на Всемирной Брюссельской выставке 1993 года, а также Диплома 5-ой международной выставки «Школа-2001 г.».
Прибор «ГРАФИКА» — учебное пособие, предназначенное для коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного воз¬раста.
Пособие способствует развитию зрительных функций и может быть использовано для выполнения заданий по ориентировке, формированию не стереоскопических способов изображения пространства, человека и его эмоций, математических представлений, по обучению грамоте.
I. Примерные задания, формирующие пространственные представления и развивающие навыки ориентировки.
1. Схема-путь
2. Схема-план
3. Словесный диктант
4. Задания на развитие прослеживающей функции глаз («Лабиринты»)
5. Задания, развивающие фиксирующую функцию глаз («Выложи по образцу»)
6. Задания, развивающие глазомер
а) Построй ворота, в которые не прокатится мяч.
б) Построй забор (редкий - частый, высокий - низкий, длинный - короткий).
в) Проложи мостик через речку (широкий - узкий).
г). Нарисуй птичьи следы (большие - маленькие).
7. Упражнения
а) Выложи узор.
б) Выложи орнамент.
в) Выложи вторую половину узора, как в зеркале.
г) Поменяй местами.
д) Что изменилось?
е) Чего не стало?
II. Задания, формирующие математические представления
А. Задания, закрепляющие знания о геометрических фигурах.
а). Выложи слева большую фигуру, а справа маленькую.
б). Раздели фигуру на две равные части, на четыре части. Какие фигуры при этом получи-лись?
в) Найди лишнюю фигуру.
г) Сосчитай все квадраты.
д) Из каких фигур составлен предмет, маска?
е) Выложи узор по словесному указанию.
ж) Какие фигуры можно выложить из 8 палочек?
з) Преобразуй фигуру в другую.
В каждом задании можно закреплять счет.
Б. Задания, закрепляющие представления о величине.
а) Сортировка палочек по длине.
б) Сравни дорожки по длине и определи, куда ведет самая короткая дорожка, а куда – самая длинная.
в) Выложи фонари от самого высокого до самого низкого.
г) Выложи широкую дорогу для грузовика и узкую – для велосипеда.
III. Задания на дифференциацию эмоциональных состояний человека, выраженных через мимику, жесты и позы.
А. Фоторобот
а) Удивление, б) Улыбка, в) Смех. г) Печаль, д) Гнев. е) Злость.
Б. Угадай по позе человека его настроение.
а) Радость, б) Усталость