Тифлоприбор «Ориентир»
Адаптация инвалида по зрению в обществе определяется степенью его реабилитации. Реабилитация инвалида зависит от многих компонентов. В частности, основными являются мобильность и коммуникабельность. Однако, степень развития этих компонентов зависит от самой личности. Неоценимую помощь в их развитии оказывают технические средства реабилитации.
Предприятие ООО «Луч тифлотехники» разрабатывает и производит тифлоприборы, использование которых способствует развитию мобильности как тотально слепых, так и слабовидящих. В настоящее время получил широкое признание среди инвалидов прибор «Ориентир».
Тифлоприбор «Ориентир» успешно используется в школах для слепых и слабовидящих детей на коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве, занятиях с тифлопедагогом, педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, а также на уроках математики, физики, химии.
Конструктивно прибор представляет из себя деревянный каркас/органайзер с ячейками для фигур и магнитных полос и планшет/рабочее поле, покрытый металлопластом, который является полем построения. В ящике-органайзере находятся различные фигуры: прямоугольники, квадратики, домики, деревянные сегменты, кустарники, деревья, маленькие магнитные полоски, магнитные кружочки. Все фигуры имеют магнитное основание, что позволяет им достаточно устойчиво находиться на поле построения.
В зависимости от целей построения, которые ставит перед собой пользователь, фигуры принимают вполне определённое функциональное назначение.
Например, необходимо построить план класса. Для этого следует с помощью узких или широких магнитных полос изобразить контур класса. Окна обозначить маленькими узкими полосками. Цветными прямоугольниками изобразить парты и учительский стол. В качестве стульев можно использовать кружочки. Вход в класс можно изобразить широкой маленькой полоской. Причём, при построении плана класса необходимо соблюдать его приблизительный масштаб.
Другой пример. Чтобы построить макет многоэтажного дома необходимо использовать в качестве этажей прямоугольники или квадратики с покрытием металлопласт, так можно передать этажность постройки. Они ставятся друг на друга и притягиваются посредством магнитиков, расположенных на одной из больших граней. Причём, один прямоугольник может соответствовать одному или нескольким этажам. На самом верху этого строения находится красный прямоугольник, который соответствует крыше дома. Вход в подъезд можно обозначить, либо сегментом, либо маленькой широкой полоской.
Из двух вышеприведённых примеров видно, что фигуры несут на себе разные функции: в одном случае прямоугольники являются партами, а в другом - этажами. Каждому элементу можно придать и другие обозначения предметов, строений и т.п. на усмотрение реабилитолога или тифлопедагога. Возможности прибора расширяются с накапливаемым опытом работы на нём.
В комплект прибора входят магнитные полосы длиной 30, 60, 150, 300мм. Они также отличаются и ло ширине: 4,5 мм и 9 мм Узкие полосы могут использоваться в качестве тротуаров, пешеходных дорожек в парке, тропинок в лесу. Широкие - в качестве проезжих дорог, просек в лесу , заборов при построении планов различных участков. Необходимо отметить, что полосы длиной 150 мм и 300 мм сгибаются, что даёт возможность строить кривые линии. (Не рекомендуется сгибать полосы под острым углом).
Тифлоприбор «Ориентир» можно использовать в специализированных детских садах (в средних, старших и подготовительных группах), в детских развивающих и реабилитационных центрах. В начале с работой с тифлоприбором должны ознакомиться тифлопедагоги. Исходным материалом для проведения занятий может служить брошюра: «Опыт использования прибора «Ориентир» в работе с незрячими детьми», автором которой, является Людмила Александровна Фомина. Она издана Российской Государственной библиотекой для слепых в 2002-ом году.
Прибор «Ориентир» необходимо использовать в учебном процессе в школах для слепых и слабовидящих детей, начиная с первого класса. Достаточно легко с помощью элементов прибора можно объяснить такие понятия, как: прямая и кривая линии, окружность, длинна отрезка и т. д. Особенно прибор полезен при изучении системы Брайля. В частности, достаточно легко строятся Брайлевсие буквы. Для этого необходимо: построить прямоугольник из узких магнитных полос и элементами «Кружочки» или «Кустарники» обозначать точки соответствующих букв. С помощью узких полосок можно выкладывать различные плоско-печатные буквы, цифры, арифметические знаки и т. д. Именно, в младших классах ученику следует давать задания на ориентировку в пространстве: план класса, этажа, столовой, план школы, план школьной территории, расположение снарядов в физкультурном зале и т.п. Причём, построение объекта можно осуществлять и по частям. Выполнение всех этих упражнений в значительной степени развивает пространственное представление и моторику ребёнка.
В средних и старших классах этот прибор может использоваться в качестве классной доски. На нём можно строить различные фигуры по планиметрии, различные прямые и кривые линии, графики тригонометрических функций, рисунки по механике и оптике, простейшие электрические схемы по физике. Этот прибор может использоваться при изучении некоторых материалов по географии, истории и т.п.
Размер планшета/рабочего поля индивидуального тифлоприбора 40×34 см. Для групповых занятий в детском саду или школе можно использовать несколько приборов, составив из 4-х планшетов большое поле для групповой работы. Индивидуальный прибор удобно иметь и дома.
Тифлоприбор «Ориентир» предназначен для построения на плоскости различный планов местности, маршрутов движения, планов зданий, мест общественного пользования, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.
Каждый элемент может выполнять различные функции. Например, большой прямоугольник может быть представлен в качестве этажа дома или в качестве стола в комнате; домик может быть представлен в качестве сельского или дачного домика, или в качестве торгового павильона и т.п. Выбор функций элементов прибора зависит от поставленной цели. Магнитные полосы предназначены для построения маршрутов движения (дом- магазин), (дом- поликлиника), причем, проезжие дороги можно обозначать широкими полосами, а тротуары - узкими. Эти полосы используются в качестве обозначения контуров зданий, квартир, комнат и т.д. при необходимости узкие полосы соединяются металлическими скобками.
Этот прибор может использоваться в качестве учебного пособия в домашних условиях: незрячие родители могут заниматься со своими детьми при выполнении домашних заданий.
Инструкция по эксплуатации на прибор «Ориентир»Заключение лаборатории на прибор «Ориентир