ООО "ЛУЧ ТИФЛОТЕХНИКИ"


Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1897910/data/www/tifloluch.ru/templates/tifloluch_new_no_mv2/functions.php on line 177

Опыт использования прибора «Ориентир» в работе с незрячими детьми.

Прибор "Ориентир" изобрёл и сконструировал незрячий инженер-математик Виктор Иванович Федотов, директор предприятия "Луч тифлотехники". "Ориентир" - это конструктор, из которого можно "построить" план передвижения: указать, где находятся дома, киоски, деревья, дороги, отметить нужный дом или место.

Возможностей у этого прибора множество. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы с "Ориентиром".

Вот уже несколько лет я занимаюсь с тотально незрячими дошкольниками, которые часто имеют и другие нарушения здоровья различной степени выраженности. Наши занятия проводятся в игровой форме, и "Ориентир" оказывает нам большую помощь.

Прибор "Ориентир" можно использовать на занятиях с того момента, когда дети готовы к игре в кубики. Так как для многих маленьких незрячих детей групповое взаимодействие представляет большую трудность, начинать лучше с индивидуальных занятий, затем проводить с двумя детьми на уже знакомом материале и лишь после этого переходить к групповым занятиям.

Положение детей во время игры может быть различным в зависимости от необходимости и от мо- торно-двигательных возможностей малышей, что позволяет им приобретать навыки владения собственным телом. Можно играть, сидя (лёжа) на ковре, сидя (стоя) за столом, передвигаясь вокруг (вдоль) рабочей поверхности прибора. Рабочая поверхность разобранного прибора в два раза больше поверхности прибора в собранном виде. Мы используем оба варианта. Кроме рабочей поверхности прибора, мы иногда применяем обычную магнитную доску от магнитной азбуки. Так как прибор «Ориентир» первоначально был предназначен для обучения ориентированию незрячих взрослых и для изучения ими маршрутов, естественно, что детали, обозначающие те или иные объекты, показывают их весьма схематично. Поэтому важно, чтобы перед разыгрыванием какой-либо ситуации дети сначала знакомились с реальными предметами, объектами и ситуациями. Затем необходимо обсудить с детьми, какие детали могут быть похожи на данные предметы и почему, и лишь потом обозначить этими деталями предметы или объекты. Такой приём не только позволяет развивать моторно-двигательные и осязательные навыки, но и, что не менее важно, помогает формировать образное и ассоциативное мышление, развивать воображение и логическое мышление.

Перед проведением игры я беседую с детьми о реальной ситуации, и мы вместе придумываем игровой сюжет. Необходимые речевые образцы можно выучить заранее. На занятиях мы используем песенки, стишки, мелкие игрушки или предметы дополнительно к деталям прибора "Ориентир". Я никогда не навязываю детям своей логики игры. Моя роль - предложить сюжет, помочь оформить речевую сторону игры. Я также прошу выбрать нужные детали для обозначения реальных предметов, но ни в коем случае не настаиваю на более удачном (с моей точки зрения) выборе. Но, конечно, я могу предложить обсудить, какая деталь более подходит и почему. Если у детей возникли разногласия по поводу детали для обозначения одного и того же предмета или объекта, я даю возможность каждому обыграть свой вариант, а потом мы вместе выбираем вариант, общий для всех. Я оказываю постоянную помощь детям в процессе игры и сокращаю своё участие постепенно, по мере овладения детьми необходимыми навыками. Прибор "Ориентир", при творческом подходе к его использованию, позволяет моделировать поведение детей, обыгрывая бытовые ситуации. Он даёт хорошую возможность для развития речи в практической деятельности, развивает внимание и память.

Нарушение зрения приводит к тому, что незрячие дети зачастую имеют очень ограниченный круг деятельности, и любой успех для них жизненно значим. Поэтому важно внимательно наблюдать за детьми и стимулировать любое (даже самое незначительное) движение к проявлению самостоятельности. Если ребёнок чувствует свой успех, это не только доставляет ему удовольствие, но и стимулирует делать следующий шаг вперёд. Поэтому дети, как правило, не теряют интереса к прибору при введении новых мелких игрушек или нового игрового сюжета с новым речевым материалом, на построения у них уходит меньше времени, что позволяет перейти к более сложному виду деятельности.

Приведённые ниже игровые упражнения не располагаются по принципу "от простого к сложному", так как практически каждое из них можно варьировать в зависимости от уровня развития и возможностей детей. Также не указано, на какой возраст рассчитано то или иное упражнение, так как календарный возраст ребёнка может не соответствовать уровню его развития.

Упражнения

  1. «Строим башню». Башни можно строить из различных деталей прибора. В этой игре дети учатся выравнивать детали относительно друг друга и осторожно дотрагиваться до них, что способствует развитию моторики пальцев рук.
  2. «Строим дома». Построение предваряется беседой о своём доме и о том, что дома могут быть большие и маленькие.
  3. «В парке». Начинается игра с беседы о том, что находится в парке, что там можно делать. Практические действия, сопровождаемые словесно: «сажаем деревья», «делаем тропинки», «ставим пеньки от срубленных деревьев», «делаем скамеечки», «ставим беседки» и т. д. Эта игра развивает не только моторику, но и речь детей и помогает формировать представление об окружающем мире.
  4. «В лесу». Игра проводится аналогично игре «В парке», но можно ещё ввести ручей и мелких животных. Обязательно следует побеседовать с детьми о том, что есть в лесу, как растут деревья, какие деревья растут в лесу.
  5. «В школе». Начинаем с беседы о школе. Затем строим из деталей прибора парты, стульчики, учительский стол, классную доску. Можно посадить мелких человечков. Также можно обыграть какую-либо ситуацию из предыдущих занятий, где дети выступают по очереди в роли учителя.
  6. «День рождения». Беседуем о том, что мы делаем, когда ждём гостей. Выбираем игрушку- «именинника». Строим из деталей прибора стол, стулья, сажаем на стулья человечков. После диалога- приветствия можно устроить концерт, в котором дети будут исполнять концертные номера за «своих» человечков.
  7. «Около моего дома». Эту игру я провожу индивидуально. Перед занятием обязательно прошу родителей погулять с ребёнком вокруг дома и побеседовать о том, сколько в доме этажей и подъездов, на каком этаже и в каком подъезде они живут, что находится рядом (напротив) подъезда, есть ли скамейки, деревья и т. д. около дома, и показать ему все объекты. На занятии вспоминаем, что ребёнок узнал о своём доме, и, называя увиденное, с помощью деталей прибора конструируем дом и его окружение. На начальном этапе можно просто ограничиться построением названных предметов, не соблюдая их точного местоположения, чтобы не слишком затруднять ребёнка и не снижать его интереса к дальнейшему самостоятельному ориентированию. Позже обращаю внимание ребёнка на точное расположение дороги, детского домика и т. д. и постепенно показываю это с помощью прибора и сопутствующего материала. Далее необходимо закрепить полученные знания. Я снова прошу родителей выйти с ребёнком на улицу, вместе найти нужный объект, вернуться обратно к дому и позволить ребёнку ещё раз подойти к данному объекту (или пройти по дорожке), но уже самостоятельно. В этом случае кто-либо из родителей должен находиться позади ребёнка и корректировать его действия либо лёгким прикосновением к плечу ребёнка с речевым подкреплением, либо речью. Затем нужно пройти так же в обратном направлении. В дальнейшем нужно увеличивать количество объектов.
  8. «Моя улица», «У реки», «У моря», «Мы строим город», «В деревне» («На даче»), «В зоопарке». Все игры проводятся аналогично игре «Около моего дома».
  9. Изображение геометрических фигур. Дети уже хорошо различают детали прибора и распознают соответствующие им геометрические фигуры. Применяю следующие варианты: рассматривание фигур из пластмассы или бумаги, рассматривание графических рисунков, построение фигур при помощи прибора, соединение точек линиями и распознавание полученных фигур, закрепление навыка при помощи лепки из пластилина. Особо хочется отметить, что интерес детей повышается, когда на практике при помощи деталей прибора им самим нужно находить ответы на такие вопросы: Какими деталями лучше всего обозначать точки (линии)? Что получится, если соединить две точки? Сколькими линиями можно соединить две точки? Дети уже практически выполняли такие задания при конструировании, но не задумывались над подобными вопросами. Теперь в результате выполнения заданий они получают уже знакомые фигуры, и это доставляет им огромную радость. Такой приём помогает детям формировать образное мышление, которое им будет совершенно необходимо при изучении системы Брайля.

Практика моей работы показывает, что прибор «Ориентир» позволяет создавать живую игровую среду, которая очень важна для развития незрячих детей.

Подробнее узнать об условиях покупки прибора можно по телефону 8-903-148-26-97

Фомина Л. Опыт использования прибора "Ориентир" в работе с незрячими детьми / Рос. гос. б-ка для слепых.- М.: ИПТК "Логос" ВОС, 2002.- 12 е.- Перепеч.: Шк. вестник.- 2001.- № 9.- С. 1-7.

Российская государственная библиотека для слепых